Период III династии Ура
Умма (современная Джоха)
Табличка с постоялого двора, где останавливались гонцы, путешествовавшие из города в город с посланиями правителей: отчет о выдачах стандартных гонцовых пайков
Период III династии Ура
Пузриш - Даган (современный Дрехем)
Период III династии Ура
Умма (современная Джоха)
3 в. до н.э.
Период III династии Ура
Период III династии Ура
Период III династии Ура
Провинция Лагаш, Гирсу (современный Телло)
Раннединастический период (середина III тыс. до н.э.)
Период III династии Ура
Раннединастический период (середина III тыс. до н.э.)
Месопотамия была родиной, по - видимому, древнейшей в мире системы письма, которую мы сегодня называем клинописью. Такое название эта письменность получила из - за формы знаков - каждый знак представлял собою сочетание нескольких крошечных треугольников ("клинышков"), выдавленных на глиняной табличке палочкой с треугольным основанием. Самые ранние письменные памятники появились на юге Месопотамии (современного государства Ирак) в конце IV тысячелетия до н.э. и представляли собой хозяйственные документы. Затем, в течение более чем трех тысячелетий, клинопись использовали для записи текстов на шумерском и аккадском языках, на которых говорили жители Месопотамии, а также на хеттском, угаритском и других языках древнего Переднего Востока. Сохранившихся до наших дней текстов из Месопотамии намного больше тех, что остались от других древних цивилизаций. Во всем мире их число составляет несколько сотен тысяч, а в коллекции Эрмитажа хранится больше двух с половиной тысяч клинописных табличек. Такое обилие клинописных источников объясняется тем, что, в отличие от других народов древности, шумеры, вавилоняне и ассирийцы в качестве материала для письма использовали глину, почти не подвергавшуюся разрушению и порче и лишь закалявшуюся во время пожаров, губительных для папируса, пергамена и бумаги.
Клинописные тексты весьма разнообразны по жанрам: среди них есть описи имущества, списки рабочей силы и произведенной продукции, документы, фиксирующие куплю - продажу, протоколы судебных разбирательств, литературные и культовые памятники, медицинские рецепты, отчеты о гаданиях, планы и карты, письма официальных лиц и частных людей, школьные "учебники" и "тетрадки" и множество других текстов. Недаром один английский археолог назвал клинописные таблички "телевидением древности" - они открывают перед нами давно погибший мир жителей Месопотамии.
Месопотамия была не только родиной письменности, но также делопроизводства, архивов и библиотек. Хозяйственные и юридические документы составлялись строго в соответствии с формуляром, менявшимся от одного периода истории Месопотамии к другому. Сама форма табличек зависела от эпохи: они могли быть прямоугольными, длинными и узкими или, наоборот, почти квадратными, иногда с закругленными краями, а по толщине - плоскими с одной стороны и выпуклыми с другой или "подушкообразными". Жанр текста тоже оказывал влияние на его внешний вид: письмо часто можно отличить от хозяйственного документа лишь по форме таблички, даже не заглядывая в ее содержание. Школьные упражнения легко узнать по округлым очертаниям: такую табличку удобно было держать в детской ладошке.
Табличку формировали из вымоченной в воде и очищенной от примесей глины. Ее размер зависел от длины и назначения текста и мог колебаться от сантиметра до полуметра в длину. Иногда миниатюрные таблички, испещренные крошечными знаками, могли содержать большой текст (до 30 строк), и современному исследователю, часто читающему клинописные документы с лупой, трудно представить себе, каким образом древний писец, не имевший подобных инструментов, мог написать их. Писали на обеих сторонах таблички и часто на ее ребрах. Для того, чтобы писать ровно, поверхность таблички часто "расчерчивалась": веревкой по сырой глине наносились горизонтальные линии, а если текст состоял из нескольких колонок, то и вертикальные.
Больше половины всех эрмитажных табличек относятся к эпохе III династии Ура. В конце III тысячелетия до н.э. цари шумерского города Ура, подчинив своей власти многие области Месопотамии, создали огромную по тем временам державу и установили в ней четкую и строгую систему управления. Все в их государстве было учтено, даже деревья и люди, все находилось под жестким контролем чиновников и заносилось на глиняные таблички: сколько товаров было отправлено из одного города в другой, сколько горшков сделал каждый из работников гончарной мастерской, сколько газелей было принесено в жертву богам, сколько человек носили тростник с берега реки на корм овцам, сколько веток нарубили в роще и сколько корзин из них сплели, сколько мешков для содержания змей выдали их заклинателю. Неудивительно, что таких текстов было очень много, и сегодня документы III династии Ура составляют более половины всех известных в мире клинописных памятников. [См. N 1, 2]
Нередко чиновник - писец, составивший документ, опечатывал его своей личной печатью или печатью своего офиса. Каменные печати, с древнейших времен служившие амулетами и украшениями, постепенно приобретают еще одну очень важную функцию: они защищают имущество, обеспечивают неприкосновенность собственности. Цилиндрические печати, поверхность которых была покрыта различными изображениями, использовались в Месопотамии с конца IV - начала III тысячелетия до н.э. Форма цилиндра была удобна: такую печать можно было прокатывать по глине до бесконечности. Во второй половине III и во II тысячелетиях до н.э. было принято вырезать на печатях надписи: имена и должности владельцев; таким образом печать выполняла роль одновременно удостоверения личности и диплома об окончании писцовой школы.
С 6 - го века до н.э. цилиндрические печати постепенно вытесняются заимствованными у персов печатками - штампами, которые могли вставлять в кольцо, или пирамидальными печатями. В тех случаях, когда человек не имел печати, он мог оставить на документе отпечаток ногтя или одежды, подписав рядом свое имя.
[См. N 3, 4]
В некоторых случаях, вероятно, для большей надежности, документ помещали в глиняный конверт, на котором писали краткое содержание текста. В конверты иногда вкладывали и письма, но писали на них не адрес, а тоже пересказ текста. При вскрытии конверты ломали, но до наших дней дошли и "нераспечатанные" конверты с табличкой внутри. [См. N 5 - 7]
Документы хранили обычно в кувшинах или корзинах, плетеных из тростника; позже появляются целые комнаты, где на глиняных полках стояли таблички, - прообразы библиотек. Крышки сосудов и двери помещений с документами (также, впрочем, как и с продуктами или другими ценными вещами) часто опечатывали. Для этого крышку привязывали веревкой, а вокруг нее или на ее концы прилепляли комки сырой глины, на которых ставили оттиски печатей или делали надпись, например, с перечислением хранящихся тут документов или товаров. Теперь добраться до содержимого можно было только взломав высохшую глину. Такие глиняные пломбы сегодня принято называть буллами. Они бывали разной формы: шаровидные, трех - или четырехгранные, а иногда напоминали по форме прямоугольную табличку или плод оливы. Отличительная черта булл - отверстие, сквозь которое проходила когда - то тростниковая веревка, иногда на глине хорошо видны ее следы.
[См. N 8 - 10]
Есть в эрмитажной коллекции и строительные (закладные) царские надписи. Некоторые из них имеют весьма необычную, с нашей точки зрения, форму: они похожи на большие глиняные гвозди со шляпками. Шумерские правители закладывали такие гвозди в стены храмов и других сооружений. На них делались надписи, сообщающие о том, какой правитель построил храм. Закладные надписи не всегда выглядели, как гвозди, они могли иметь форму кирпичей или небольших табличек. А в I тысячелетии до н.э. цари предпочитали форму конуса или призмы.
[См. N 11, 12]
Освоить клинопись было невероятно трудным делом, поэтому будущие писцы обучались своему ремеслу в течение многих лет. В школу приходили совсем маленькими детьми, возможно, пяти - шести лет, а заканчивали ее уже молодыми людьми. Посещали школу только мальчики. Очень редко, впрочем, в текстах упоминаются женщины - писцы, но мы не знаем, где они учились: в школе или дома, у отцов. Профессия писца обычно бывала наследственной, и, возможно, со временем школы в Месопотамии вообще исчезли, а обучение стало исключительно домашним или частным. Однако пока школы существовали, программа обучения в них была весьма серьезной. Первые три - четыре года школьники изучали клинопись (количество клинописных знаков доходило до шестисот - семисот). Обязательным предметом считался шумерский язык, даже в те времена, когда он уже перестал быть разговорным. Начинающие писцы писали на табличках, имевших характерную круглую форму, отдельные знаки, шумерские слова и имена, затем короткие изречения, например, пословицы. Кроме переписывания и чтения таблички существовали и другие методы преподавания, например, письмо под диктовку и, главное, зубрежка. Даже математические задачи заучивались наизусть: выведения общих правил, на основе которых потом решались частные задачи, как это было у греков и как делают в наши дни, в Месопотамии еще не существовало. В старших классах овладевали более сложными предметами: переписывали длинные литературные тексты и своды законов, учились делению полей на участки и расчету рационов для работников, составлению отчетных документов и деловых писем. В программу обучения входило и копирование различных перечней: растений, птиц, рыб, животных, металлов, созвездий. Такие списки были, вероятно, попыткой осознать и упорядочить окружающий мир, то есть своего рода научными трудами.
Мы не знаем, как выглядели школьные помещения в Месопотамии. Скорее всего, школьники сидели на циновках, держа табличку в левой ладошке. Маленькие дети и старшеклассники находились в одной комнате, но выполняли разные задания. Учеников называли "сыновьями школы", помощников учителя - "старшими братьями", а самого учителя - "отцом школы". В школе царила суровая дисциплина, и за малейшую провинность детей наказывали. Наказания бывали разнообразными: например, 60 палочных ударов или приказ носить медные оковы на ногах. Свою обиду школьники вымещали на табличках: они разбивали их, мяли, отбивали углы или царапали на глине каракули. По окончании школы юноши сдавали выпускные экзамены и получали титул писца.
[См. N 13, 14]