Новая волна кочевников-гуннов, сменивших в Северном Причерноморье сарматов, оставила небольшое количество археологических памятников. Преимущественно это одиночные погребения, разбросанные по степной полосе Европы от Северного Казахстана и Южного Приуралья до низовьев Днепра и Дуная. Обнаруженные здесь находки демонстрируют яркую самобытную культуру воинственных номадов, державших в страхе Римскую империю с конца IV до середины V века.
В захоронениях мужчин-воинов представлены элементы вооружения и снаряжения всадника, в том числе передовые для своего времени, впервые попавшие в Европу именно вместе с гуннами: детали жестких седел с высокой лукой, уздечные наборы, боевые луки жесткого типа (с костяными накладками) с трехлопастными стрелами. Своеобразны массивные литые бронзовые котлы с фигурными ручками, служившие для ритуальных трапез.
Одной из наиболее специфических этнографических особенностей гуннской культуры стали женские украшения – диадемы и крупные височные подвески-колты, выполненные в полихромном (многоцветном) стиле. Вещи изготовлены из золота и орнаментированы цветными вставками полудрагоценных камней, преимущественно красных оттенков – граната, сердолика, реже янтаря. Ярко-красные камни на золотом фоне сочетаются с филигранной орнаментикой в виде треугольников и пирамидок зерни и витых поясков – «плетенки», «веревочки», «рубчика». Часто на оборотной стороне колтов зернью изображались фигурки козлов и «Мировое древо».
Большинство этих предметов характеризуется сочетанием новых форм, неизвестных ранее в Восточной Европе, с традиционной техникой боспорского ювелирного искусства. Такое сочетание отражает тесное взаимодействие культурных традиций варваров-кочевников и оседлого населения городских центров Северного Причерноморья в эпоху Великого переселения народов.
А. Г. Фурасьев