В зале экспонируются произведения известных французских художников XVII века. «Первый живописец короля» Симон Вуэ (1590–1649) – автор «Аллегорического портрета королевы Анны Австрийской» (начало 1643-х), супруги Людовика XIII, изображенной в образе Минервы – античной богини мудрости и справедливой войны. Монументальное, репрезентативное полотно – характерный образец сформировавшегося в официальном искусстве эпохи «большого стиля», одним из основоположников которого был Симон Вуэ. Кисти этого же мастера, работавшего в разных жанрах, принадлежит «Мадонна с Младенцем», – самая известная из многих версий данной композиции в творчестве живописца. В мастерской Вуэ было выполнено, очевидно, «Распятие».
К ученикам знаменитого мэтра принадлежал Эсташ Лесюэр (1616–1665), в чьих трех работах, занимающих стену напротив окон, узнаются и свойственная художнику лирическая интонация, и тонкие колористические решения, отличающие его манеру. Полотно «Введение во храм» (не ранее 1641), в котором представлен эпизод из жизни Девы Марии, трехлетней девочкой отданной во исполнение обета ее матерью Анной на воспитание в иерусалимский храм – одна из первых работ Лесюэра в области религиозной живописи.
Сюжет картины «Дарий Гистасп вскрывает гробницу Нитокрисы» (около 1649) восходит к рассказу древнегреческого историка Геродота о том, как по приказу персидского царя Дария была вскрыта гробница вавилонской царицы Нитокрисы, где, согласно начертанным на склепе письменам, должны были храниться несметные сокровища. Однако захоронение оказалось пустым, а надпись внутри него порицала царя за жадность, заставившую его нарушить покой мертвых.
Выбрав для монументального холста «Младенец Моисей на реке Нил» (не позднее 1649) повествование из Ветхого Завета, мастер изобразил момент спасения Моисея – будущего пророка и вождя иудеев – его матерью, не бросившей сына в Нил, как повелел поступать с еврейскими новорожденными мальчиками египетский фараон, а оставившей его в корзинке на берегу реки. Сестра младенца должна была издали следить за тем, что произойдет далее.
Образ великого персонажа ветхозаветной истории также воплощен в картине «Пророк Моисей» Филиппа де Шампеня (1602–1674), изобразившего своего героя, от головы которого исходят лучи света, с посохом и скрижалями Завета в руках.
Работа Шампеня и мастерской – «Сцена из жизни святого Бенедикта Нурсийского. Чудо с чашей отравленного вина» на сюжет из труда Григория Великого «Диалоги»: будучи настоятелем монастыря, Бенедикт вызвал своей строгостью недовольство монахов, задумавших подать ему вино с ядом, однако когда святой сотворил над чашей с отравленным вином крестное знамение, она распалась на куски.
Композиция Лорана де Ла Гира (1606–1656) «Меркурий передает Вакха нимфам на воспитание», созданная на тему из античной мифологии, относится к периоду особенно заметного влияния на творчество автора венецианской живописи. Младенец, чья мать, Семела, над которой склонилась нимфа, умирает у реки, лежит на коленях у нимфы Ино, на пересечении пространственных диагоналей. Виноградная лоза, вьющаяся на колонне, и плющ у ног сына Зевса, будущего бога виноделия – символы Вакха.