Гуаньинь - "внемлющий звукам" - китайский перевод с санскрита имени бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, одного из самых популярных в Китае божеств буддийского пантеона. Культ Гуаньинь также получил широкое распространение в Тибете и в государстве тангутов Си Ся (X-XIII вв.) в Центральной Азии. Бодхисаттва Гуаньинь в ипостаси Луна-Вода - единственное произведение, в котором образ бодхисаттвы сострадания сочетается с жанровой, на первый взгляд, сценой: тангуты танцуют на краю ямы-могилы, рядом стоят кони и за ними - знамя-бунчук. Стилистически икона принадлежит китайской художественной традиции XI-XII вв. Бодхисаттва изображен сидящим на скале, вокруг его фигуры - бамбук, куст пионов и столик с вазой. Перед скалой - пруд, заросший лотосами. Слева от центра - Шаньцай тунцзы - спутник Гуаньинь. В правом нижнем углу иконы на облаке - фигура мужчины, воскуривающего благовония в сопровождении мальчика. Весь смысловой комплекс означает, вероятно, проводы умершего праведника в Чистую Землю, своего рода буддийский рай, бодхисаттвой и тризну, которую справляют на земле. В целом в иконе изображен погребальный обряд тангутов, в котором отразилось культурное единство народов Центральной Азии. Этот свиток - шедевр коллекции живописи, привезен экспедицией П.К. Козлова (1908-1909) из города Хара-Хото (провинция Ганьсу, КНР).
Название:
Бодхисаттва Гуаньинь Луна-Вода
Место создания:
Время создания:
Место находки:
Археологический памятник:
Хара - Хото
Материал:
Техника:
роспись (свиток)
Размеры:
101,5x59,5 см
Поступление:
Поступил в 1933 г.; передан из Государственного Русского музея
Инвентарный номер:
ХХ-2439
Категория:
Раздел эрмитажного собрания: