В 1935 г. Лидия Николаевна Делекторская, секретарь и помощница Матисса, стала его постоянной моделью. Но она привлекала внимание художника и раньше, о чем свидетельствуют его рисунки 1933-1934 гг. К 1934 г. относится и этот этюд. О том, как появился эрмитажный рисунок, пишет в своих воспоминаниях Л. Н. Делекторская: "Однажды, во время отдыха художник, в то время как я рассеянно слушала его, ... решительно остановил меня: "Не двигайтесь!" Открыв тетрадь, он рисовал меня, фиксируя наиболее привычную, естественную для меня позу - голова на скрещенных руках, опирающихся на спинку стула". Так Делекторская "подарила" Матиссу полюбившийся ему пластический мотив, который еще не раз появился и в рисунках, и в живописных работах. Рисунок выглядит как спонтанная зарисовка поразившей художника позы. Но, по существу, он прекрасно построен и одухотворен. Текучие контуры гибких рук, удлиненных пальцев передают особую природную пластичность молодой женщины. Ритмы плавные, спокойные, но в пальцах сохраняется трепет движения, словно откликающийся на мечтательную задумчивость портретируемой. Матиссовская линия очищена от всего лишнего, так же как и пространство белого листа. Обрисовывая сложенные руки модели, художник одновременно вызывает ощущение присутствия невидимого стула.
Автор:
Название:
Этюд натурщицы, опирающейся головой на скрещенные на спинке стула руки
Место создания:
Время создания:
Материал:
Техника:
графитный карандаш
Размеры:
24,8x32,5 см
Поступление:
Поступил в 1970 г. Дар Л.Н. Делекторской, Париж
Инвентарный номер:
ОР-46061
Комментарий:
Copyrights: © Succession H. Matisse
Категория:
Раздел эрмитажного собрания:
Коллекция: